Мобильное приложение:
AppStore Play Market
пт

Школы хафизов: «Мы учим не ошибаться»

  • 30 мая 2019 16:23
  • 10535
Школы хафизов: «Мы учим не ошибаться»
Читать grozny.tv в
Последнее десятилетие в Чечне складывается особое духовное сословие - хафизы, в переводе с арабского – «учащий наизусть», «охранитель».

Это молодые люди, выучившие священную книгу мусульман – Коран, наизусть. Это 114 сур и 6236 аятов. Любому обывателю понятно, что для этого нужно иметь недюжинные способности, но за последние годы в Чечне, с населением менее полутора миллиона человек, подготовили и выпустили сотни хафизов, еще сотни учеников проходят обучение. Это значит - растет целое поколение людей, для которых в будущем главным пособием и руководством при принятии решений станет самая мудрая на земле книга жизни - КОРАН.

Аяты Корана и хадисы ещё с периода жизни пророка Мухаммада(с.а.в) специально заучивались наизусть и передавались из поколения в поколение. Устная традиция играла большую роль в сохранении исламского наследия и первоисточников. Хранителями исламского наследия и были хафизы. Имена первых хафизов известны всему исламскому миру. В Чечне к маленьким хафизам отношение особое, трепетное, их уважают не по-детски, записи чтецов Корана пользуются большой популярностью и не только семья, но и весь род и село гордится, если их сын или дочь выучили Священную книгу. Только в одной семье Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова хафизами стали семеро его детей: четыре дочери и три сына. И это предмет особой гордости отца, имеющего высокое звание Служителя Священного Корана.

 

ПЕРВЫЕ ЛАСТОЧКИ

Школы хафизов в Чечне - явление новое. Их не было в республике никогда. Но, несмотря на юный возраст, они уже признаны в исламском мире. На VIII Международном конкурсе служителей Корана в Джидде (Саудовская Аравия) школы хафизов Чеченской Республики получили звание лучших в мире.

Первое учебное заведение открылось в родовом селении Кадыровых – Ахмат-Юрте, в 2010 году. Впрочем, эта школа стала первой не только в Чечне, которая предыдущие десятилетия переживала глубокий политический и гуманитарный кризис и делала первые шаги, чтобы подняться из руин, но и в России. Ее назвали именем старшего сына Первого Президента ЧР -  Зелимхана Кадырова. Директором школы стал единственный сын Зелимхана – Хамзат.

Школа стала настолько популярной и востребованной в чеченском обществе, что через год во втором по величине городе республики - Гудермесе была открыта еще одна, на сто мест, имени первого президента ОАЭ шейха Зайеда бин Султана Аль Нахайяна.

На сегодняшний день в республике функционирует шесть школ хафизов: кроме двух вышеназванных, в Грозном в 2012 году заработала школа имени Хеди Кишиевой - матери самого почитаемого в Чечне святого Кунта-Хаджи Кишиева. 

 

В том же году открылась школа в Урус-Мартане. Ее назвали именем Харона Алаудинова, отца замминистра МВД Чечни Апти Алаудинова.

 

Пятая школа хафизов в Чечне открылась в августе 2014 года в Аргуне и названа именем бабушки Главы Чечни, матери Аймани Кадыровой – Табарик Байсултановой.

Самая молодая из них, имени шейха Ташу-Хаджи Саясановского в форме восьмиконечной звезды, открылась год назад в высокогорном селе Беной, Ножай-Юртовского района.

Все школы построены и содержатся на негосударственные деньги,  единственным источником  финансирования является Региональный общественный фонд имени Первого Президента ЧР, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова. Это и содержание зданий, инфраструктуры, зарплаты преподавателей и персонала, питание, обучение, книги, пособия – не сложно представить, что это колоссальные средства. Но власти республики денег на просвещение не жалеют, инвестируют в будущее поколение, чтобы не повторялись трагические ошибки в истории чеченцев, в большинстве своем обусловленные незнанием и религиозным невежеством.

 

ТЕРРИТОРИЯ ВЕЖЛИВОСТИ

Красивое здание с золоченой крышей на правом берегу реки Сунжа резко выделяется на фоне остальных строений восточной архитектурой, напоминающей скорее сказочные декорации. Пересекая полукруглые ворота, действительно, создается впечатление, что попала в сказочный мир: вымощенный двор, цветы, беседки, аккуратные строения из отшлифованного камня и безупречная чистота вокруг.

При входе в учебный корпус снимаешь обувь - недопустимо ступать в обуви в обитель, где звучат строки Священного Корана. Учебные классы – застеленные коврами помещения с подставками для Корана. Муталимы сидят перед раскрытыми Книгами и нараспев, покачиваясь, заучивают суры. Покачивания помогают лучше сосредоточиться, к тому же так удобнее для тела, чем сидеть без движения. Их внимание не отвлекает даже появление в дверях постороннего – они полностью погружены в духовный мир, как будто находятся в ином, неземном измерении. Лица этих детей не похожи на остальных, они светятся изнутри и улыбаются какой –то особой улыбкой, похоже ежедневные духовные тренировки накладывают свой отпечаток. В общении приветливы и открыты, не только дети, но и взрослые. После городской суеты кажется, что попал на островок вежливости и благодушия.

«У нас есть возрастные ограничения  при поступлении в школу - от 9 до 13 лет, исключения могут быть только в случае, если ребенок имеет особые дарования. Срок обучения три года», - рассказывает преподаватель Сайид-Хусейн Сайид Ибрахими. В некоторых  странах возраст бывает несколько заниженным, но Сайид Ибрахими с этим не согласен.

«В 9 лет ребенок уже более самостоятельный, осознанный, а в раннем возрасте сложнее сосредоточить их внимание, к тому же они скучают по дому, по родителям и это мешает их главной цели», - считает ученый.

Режим в школе предусматривает проживание ребенка, свидания с родителями не разрешаются - они отвлекают, домой дети могут поехать лишь раз в месяц. Никаких телефонов, смартфонов и других гаджетов.

«Подъем за 20 минут до азана, утренний намаз, затем отдых до 7.30, остаток дня – до 18.00, занятия, с перерывами на обед и молитву», - делится распорядком дня Ибрахими, добавляя при этом, что у них режим «смягченный».

 

После учебы дети занимаются спортом, играют в футбол, желающие могут смотреть фильмы религиозного содержания. Все условия для комфортного проживания и отдыха тут созданы, в школе пять корпусов - учебные помещения, общежитие, мечеть, спортзал и столовая с четырехразовым питанием.

 

Тринадцатилетний Каир Хакимов из Ачхой-Мартана. Учится в этой школе уже второй год. Ребенок лишился отца, мать одна воспитывала троих детей. Говорит, что школа хафизов казалась несбыточной мечтой. Но родственники обратились с просьбой зачислить ребенка и руководство школы приняло  решение принять, учитывая, что он наполовину сирота. Теперь он один из лучших учеников. За год успел выучить 16 джузов (частей) Корана из 30.

«Всегда при приеме предпочтение отдают детям из неполных и малоимущих семей. Ведь школы хафизов решают еще и социальные проблемы, тут все бесплатно - проживание, питание, обучение, дополнительные занятия. Родителям нужно только купить исламскую форму и спортивный костюм», -отметил Ибрахими. К примеру, в соседних с Чечней регионах, обучение в школе хафизов платное, питание так же обеспечивается за счет родителей, к тому же нет специально построенных для школ такого типа зданий.

Учитывается и территориальный фактор при приеме в школу, стараются, чтобы учились дети из разных сел и городов республики, чтобы каждое село или город имело своего хафиза.

 

РАЗНЫЕ ДОРОГИ

После окончания курса обучения в духовной школе Каир будет доучиваться в общеобразовательной. Он пришел сюда, едва закончив 6 класс. На каникулах навещает школьных друзей, учителей, говорит, многие сверстники мечтают быть на его месте. Но будущее все равно связывает с духовным образованием.

«Я буду изучать Коран и ислам более углубленно, я хочу преподавать в школе хафизов», - строит планы мальчик. После занятий любит поиграть в футбол, интерес к гаджетам и компьютерным играм пропал с началом новой жизни.

«Да, я раньше играл в компьютерные игры, но сейчас мне это уже не интересно», - смущенно говорит Каир. Ссоры и разногласия с друзьями и сверстниками тоже в прошлом, ребята живут дружно, поддерживая и помогая друг другу.

Его лучший друг - Асхаб Гайтиев из Грозненского района, бывший любитель онлайн-игр.

«Я играл в Варфэйс, много времени проводил за компьютером», - признается мальчик и теперь уже по – взрослому дает советы, как отучать детей от этого пристрастия.

«Надо просто запретить играть, другого способа нет, чем больше играешь, тем больше втягиваешься», говорит он. На свое увлечение теперь уже смотрит скептически, мол, было дело, «ошибки молодости».

В отличие от Каира, Асхаб планирует в будущем посвятить себя мирской профессии. Он мечтает стать ювелиром, делать изделия из серебра.

«Хочу делать мужские перстни из серебра», - категоричен Асхаб.  В обучении Корану мальчик достиг больших успехов, за год он выучил почти 22 джуза , это более двух третей книги.

«Заканчиваю 22 джуз», не без гордости говорит мальчик. В школу он пришел по настоянию отца, который очень хотел, чтобы сын стал хафизом.

«Сначала не хотел, но теперь рад, что оказался здесь, буду и дальше изучать Коран, более углубленно», - заметил Асхаб.

Преподаватели тоже отмечают способности мальчиков, говорят, что у них феноменальная память. Впрочем, этому могло способствовать и то, что они учат Коран, специалисты давно сделали выводы, что изучение и слушание Корана развивает мозг, улучшает память и даже лечит от болезней.

 

СЛОЖНЫЙ БАРЬЕР

Попасть в школу может не каждый желающий, их популярность в Чечне слишком высокая, кроме того, поступающий должен быть уже подготовлен.

Конкурс покруче, чем в престижном вузе.

«На сто мест у нас в среднем претендует более полусотни человек, поступающий должен читать по-арабски и знать наизусть один джуз ( 20 страниц Корана)», - говорит Сайид Ибрахими. Отбирают по количеству полученных баллов, оценивает строгая комиссия.

Набор проводится раз в три года, но если в этот период освобождается место, учеников добирают.

Сайид Ибрахими считает, что востребованность школ хафизов в Чечне связана и с тем, что ребенок тут защищен от негативных воздействий улицы, вредных привычек, лености.

«Плюсов бесконечно много, ребенок, который находится здесь, защищен от всего негативного, пагубного влияния улицы, смартфонов.  Мы три года учим его не только Корану, но и воспитываем в традициях ислама, приучаем к дисциплине,  на примерах учим почтению к родителям, уважению к старшим, толерантности, они знают, что такое хорошо и что такое плохо, 99,9% наших выпускников не совершают отрицательных поступков», - перечисляет ученый.

Не обязательно все, кто окончил школу хафизов выбирает духовное призвание. Эти дети – будущие врачи, инженеры, педагоги, ученые, политики, экономисты, управленцы.

«Это поколение  через какой-то период займет наше место, когда оно станет действующим, выберут свой жизненный путь, вот тогда при принятии решения они не будут стоять перед выбором, они будут знать твердо, как поступить правильно. Не придется ничего придумывать, а лишь следовать по указанному пути. Школа хафизов закладывает еще свод жизненных правил, основанных на исламе. Чтобы на первом месте в их в жизни всегда был Коран, тогда все получится. Это поможет им не ошибаться», - подчеркнул ученый.

В послевоенной Чечне начался небывалый доселе бум строительства исламских святынь и религиозных образовательных учреждений. За последнее десятилетие в республике построено 1100 мечетей, открылись два исламских института и множество медресе. В Грозном и Аргуне находятся одни из красивейших в Европе мечетей - "Сердце Чечни" и мечеть имени Аймани Кадыровой, которая возглавляет Региональный общественный фонд имени Ахмата-Хаджи Кадырова, финансирующий строительство исламских святынь. В августе текущего года в чеченском городе Шали откроется еще один архитектурный памятник - самая большая в Европе мечеть, которая будет носить имя Главы Чечни Рамзана Кадырова. Она сделана из белого мрамора и, как ожидается, станет местом паломничества не только молящихся, но и туристов, привлекаемых небывалой красотой храма.

Также в «Благотворительность»


Закрыть меню
Мобильное приложение:
AppStore Play Market